Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Плоды предприимчивости

Плоды предприимчивости
На фоне общей экономической стагнации выделяются успехи регионов, действующих нестандартно.

На фоне весьма консервативной в целом экономической политики субъектов РФ выделяются регионы, создающие инструменты ускоренного развития (в виде разного рода региональных проектов и программ) и точки экономического роста (промзоны, кластеры, ОЭЗ и др.). Поскольку страна полнится эффективными «бумажными» инструментами — влияние которых дальше бумаги не распространяется, редакция «РБК+» выбрала для этого обзора примеры другого рода — шаги, предпринятые властями территорий в реальности и приведшие к заметным результатам. Секреты успеха у всех разные: иногда это нестандартная, хорошо продуманная идея (управленческая инновация), иногда — грамотно организованный процесс.

Управление с изюминкой

Одним из наиболее ярких примеров результативной управленческой инновации, внедренной региональными властями, можно считать программу Ленинградской области «Социальные объекты в обмен на налоги». Она была инициирована властями Ленобласти в 2013 году и призвана решить чрезвычайно актуальную и запутанную проблему — как обеспечивать детскими садами и школами многочисленные жилые новостройки.

Смысл программы в том, что застройщики за свои деньги строят необходимые по нормативам для их жилых комплексов детские сады и школы, а потом государство (Ленобласть) выкупает их. Но выкупает не за счет средств бюджета, снятых с других важных статей. Программа предусматривала, что соцобъекты выкупаются из тех налогов (с прибыли и НДФЛ), которые застройщик перечисляет в областную казну. Из этого вытекают два условия участия компаний в программе: во-первых, застройщики должны быть зарегистрированы в Ленобласти, а во-вторых, масштаб их деятельности должен быть достаточным для того, чтобы налоговых отчислений хватило для покрытия расходов на строительство соцобъектов. Более того, власти Ленобласти требуют, чтобы на выкуп уходило не более 70% налоговых отчислений, а остальные 30% шли в бюджет на другие нужды региона.

По сути, область решала не только продекларированную, но и другую важную задачу: изюминка программы в том, что большинству компаний пришлось перерегистрироваться из Петербурга в Ленобласть (или зарегистрировать в ней свои «дочки»). В результате область не только не понесла никаких затрат на обеспечение жилищных проектов социальной инфраструктурой, но еще и получила новые источники пополнения бюджета — 30% налогов сразу (остаток от выкупа социалки) и все 100% потом, если компания займется другой деятельностью, не связанной с жилищным строительством (к примеру, будет строить офисы, магазины и т.п.).

Расчет инициаторов программы полностью оправдался. Строительство соцобъектов в Ленобласти ускорилось в несколько раз. Уже в 2014 году в Ленобласти было построено 13 детсадов (из них 11 — с выкупом у бизнеса и только два за счет бюджета) и две школы — против трех детсадов в 2012 году. Более того, по последней информации губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, программа привела к невиданному росту налоговых поступлений от строительного бизнеса: «Если в 2012 году строительный сектор платил нам примерно 800 млн рублей налогов, то в этом году мы ожидаем от стройкомплекса 9 млрд. То есть за четыре года налоговые поступления от этой сферы возросли более чем в 10 раз. C 2012 по 2016 год мы построили промышленных, жилищных и социальных объектов больше, чем за весь постперестроечный период истории Ленинградской области. Это не только лучший в России показатель. Сегодня столько не строят в Европе на одного жителя, сколько строим мы», — заявил Александр Дрозденко в августе 2016 года. «Успех программы превзошел наши ожидания, — признается ее основной автор, бывший вице-губернатор Ленобласти Георгий Богачев. — Интересы власти и бизнеса очень удачно совпали, что бывает не часто. И очень важно, что строители нам поверили».

Помимо прочих достоинств, программа «Социальные объекты в обмен на налоги» продемонстрировала естественный, путем здоровой конкуренции, способ выравнивания бюджетной обеспеченности регионов (в противоположность принятому в России методу федеральных трансфертов регионам). Дополнительные доходы Ленобласти пришли из Петербурга (вместе с компаниями, сменившими прописку), 450-миллиардный бюджет которого этой потери практически не заметил. К тому же программа выправила на локальном уровне серьезный дефект российской налоговой системы, состоящий в том, что компании платят налоги (особенно НДФЛ) в местные бюджеты не на территории основного производства, а по месту своей регистрации.

Порядок бьет класс

Оригинальные идеи претворяются в жизнь, конечно, редко. Чаще всего эффективные проекты и программы являются результатом хорошо продуманного процесса реализации стандартных, по сути, мероприятий – сосредоточенность на качестве процесса, последовательность дают нестандартный результат.

Например, в Нижегородской области сосредоточились на решении одной из самых болезненных в России проблем – утилизации бытовых отходов. По данным Росприроднадзора, в стране ежегодно образуется около 60 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), а перерабатывается не более 8-10%, при том что в Европе уровень переработки в некоторых странах доходит до 80%. Как утверждают специалисты, основная причина российского отставания – в бессистемных действиях. Власти Нижегородской области, где, по данным экологов, обычно перерабатывалось не более 4% ТКО, а в самом Нижнем Новгороде — и вовсе около 1%, взялись исправить этот дефект. Принятая в 2009 году программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области» отличалась как раз комплексным подходом (примененным впервые в России, как утверждают областные власти): создается и развивается современная инфраструктура одновременно на этапах сбора, транспортировки, обработки, утилизации и захоронения отходов. По модели государственно-частного партнерства (ГЧП) было реализовано несколько крупных инвестиционных проектов. В результате, по информации пресс-службы губернатора, более 73% населения региона попало в зону обслуживания современных комплексов ТКО, а уровень переработки отходов к 2016 году увеличился почти в 4 раза и достиг 15%. Одновременно было ликвидировано 80% несанкционированных свалок. Как недавно заявили власти Татарстана, нижегородская программа настолько им понравилась, что они намерены перенести ее методы в свой регион.

Не без оснований считают удачной в Нижегородской области и программу «Безопасный город». Так, в 2015 году в Нижнем Новгороде в местах установки (в рамках программы) систем фото- и видеофиксации количество ДТП снизилось на 30-50%, число погибших уменьшилось на 36%, раненых — на 29%. Для региона, стабильно занимавшего первые строчки в сводной статистике количества ДТП в России, программа «Безопасный город» оказалась инструментом реального повышения качества жизни.

Хорошо прицелились

В Республике Башкортостан необычно успешной оказалась программа развития индустриальных парков (ИП). Так, по данным Ассоциации индустриальных парков, ИП «Уфимский» демонстрирует показатели, заметно превышающие среднероссийский уровень. Затраты государства на его инфраструктуру составили всего 2,2 млн руб./га (в среднем в РФ — 7,8 млн руб./га), то есть в 3,5 раза ниже среднероссийского уровня. При этом площади парка заполнены в 1,5 раза больше — на 87,6% (в РФ — 53%). Более того, резиденты вложили своих, частных, инвестиций в разворачивание производства настолько много (61,5 млн руб./га, в РФ — 31 млн руб./га), что эффективность государственных капвложений оказалась в 2,5 раза выше среднероссийского показателя для промзон: 1 рубль, вложенный Корпорацией развития Республики Башкортостан в создание инфраструктуры индустриального парка «Уфимский», позволил привлечь в экономику региона 19 рублей частных инвестиций в промышленное производство (среднероссийский показатель — 7,5 руб.).

Также вполне успешен действующий в Уфе ИП «Промцентр» – созданный в 2013 году, он уже к концу 2015 года оказался заполнен резидентами практически полностью. При этом было создано 1,5 тыс. новых рабочих мест, что много для Уфы. Успех промзон в Башкортостане эксперты объясняют большим дефицитом инженерно подготовленных площадок, так что направление государственных средств на создание ИП дало впечатляющий экономический эффект. Заметим, что по опыту многих других регионов, индустриальный парк — далеко не универсальный инструмент развития: часто такие инвестиции становятся выброшенными государством деньгами (и невысокие среднероссийские показатели, упомянутые здесь, служат тому подтверждением).

Успешны индустриальные площадки и в Ульяновской области. Так, на территории промзоны «Заволжье», ориентированной на использование авиастроительного потенциала региона, реализуется 19 инвестиционных проектов российских и зарубежных компаний с объемом инвестиций более 44,6 млрд рублей. На 1 рубль бюджетных вложений в инфраструктуру промзоны приходится 18 рублей частных инвестиций (в РФ — 7,5 руб.) и 7,55 рублей налоговых платежей. Практически за один год полученные от резидентов налоги превысили понесенные регионом затраты на инфраструктуру.

Кстати, в Ульяновской области обнаружилось еще одно достижение — за последние пять лет власти этого небогатого, в общем, региона, благодаря правильной организации дела, сумели в 8 раз увеличить протяженность отремонтированных дорог, хотя большинство регионов России в этот период экономического кризиса на дорогах экономили. По сообщению Росавтодора, Ульяновская область вошла в число регионов-лидеров по реализации федеральных средств, выделенных на ремонт дорог. И это при том, что федеральные средства составляют всего около 5% затрат на развитие дорожной сети области.

Под флагом голубым

В Калининградской области создали точку роста путем грамотного использования естественного преимущества — туристического потенциала. Оказалось, что, имея такое преимущество, значительного прогресса можно достичь довольно быстро даже при небольших финансовых вливаниях.

В 2015 году областные власти решили благоустроить морские пляжи в прибрежных муниципалитетах. Наряду с другими 2 млн рублей в 2015 году и 2,5 млн рублей весной 2016 года получил небольшой поселок Янтарный. Добавив собственные 3 млн рублей, муниципалитет привел в порядок уникальный пляж поселка, мелкий и чистый песок на который намывает море из отходов янтарного производства комбината «Янтарный». Как рассказал «РБК+» глава администрации Янтарного городского округа Алексей Заливатский, практически за год пляж был вычищен и оборудован по международным стандартам: «Мы провели туда водопровод для фонтанчиков и канализацию, установили туалеты, зонты и душевые, создали комфортные условия для отдыха людей с ограниченными физическими возможностями, организовали круглосуточную охрану и службу спасения, обучили обслуживающий персонал».

В июне 2016 года международная некоммерческая организация «Федерация экологического образования — ФЭО» (Foundation for Environmental Education — FEE) присудила пляжу в поселке Янтарный, первому в России, экосертификат «Голубой флаг». В результате, как утверждает Алексей Заливатский, привлекательность пляжа увеличилась настолько, что за два с половиной месяца оставшегося летнего сезона, несмотря на постоянные дожди, число туристов в Янтарном увеличилось в 1,5 раза по сравнению с более благополучным прошлым годом, достигнув 100 тысяч человек. Все близлежащие отели, по словам Алексея Заливатского, были полностью заполнены весь сезон, чего раньше никогда не бывало. Более того, как утверждает глава Янтарного, спрос девелоперов на землю поселка на аукционах в нынешнем августе вырос в 3 раза, что, конечно, отразилось на цене сделок и значительно увеличило доходы муниципалитета. «Только за две недели торгов мы заработали на продаже 5 небольших участков около 8 млн рублей. Это большие деньги для нашего поселка», — говорит Алексей Заливатский. Пляж длиной всего в 300 метров стал точкой роста целого поселка.

Калининградская область активно развивает и другие туристические объекты. В этом году Калининград занял первое место среди российских городов и двадцать четвертое место в мире в рейтинге лучших мировых отелей и гостиниц по соотношению «цена/качество» (рейтинг trivago Global Reputation Ranking). На конкурсе Travellers’ choice — 2015 Калининград занял почетное пятое место среди лучших туристических направлений России, опередив даже Сочи.

Где синергия?

В целом же проведенный «РБК+» поиск инструментов роста в регионах РФ привел к не слишком оптимистичному выводу: отдельные программы и проекты демонстрируют неплохие результаты, однако по-настоящему прорывных инструментов и точек роста, способных радикально продвинуть вперед весь регион, сейчас практически нет. Многие из претендующих на такую роль государственных программ и проектов на поверку ими не являются.

Заведующая сектором международной конкурентоспособности и сетевых взаимодействий Института экономики РАН Наталья Смородинская объясняет это коренными дефектами институциональной среды — она забюрократизирована, монополизирована и резко снижает эффективность талантливых инициатив, выдвигаемых в регионах. Сами инициаторы успешных государственных проектов тоже говорят о неблагополучии среды, которая не поддерживает лучшее, а заставляет вступать с ней в борьбу за выживание. Например, руководитель уфимской управляющей компании ИП «Промцентр» Павел Васильев в ходе Российского промышленного форума говорил о неразумной, по его мнению, жесткости банков при выдаче кредитов промышленникам. Рассмотрение заявок нередко сильно затягивается, что мешает четко планировать хозяйственную деятельность. Банки требуют предоставлять в залог здания целиком, независимо от суммы кредита, так что у компаний-заемщиков не остается имущества для того, чтобы брать кредиты в других банках. При этом он правильно понимает смысл создания ИП. «Парки созданы не для того, чтобы извлекать быструю прибыль, а чтобы поддерживать производителей. Чем лучше будут жить резиденты, тем больше они будут платить налогов», — отмечает Павел Васильев.

По мнению Натальи Смородинской, являющейся одним из ведущих российских специалистов по кластерам, созданные в России высокотехнологичные кластеры — в Москве, в Зеленограде, в Томске, в Казани и др. — не стали драйверами ускоренного роста, как от них ожидалось. «Там собрались умные, образованные, энергичные люди, они сумели привлечь инвестиции и успешно работают. Но настоящего кластерного, то есть синергетического эффекта ни в одном из них нет», — утверждает эксперт. При всем том, точки роста в России, к счастью, существуют. Как утверждает Наталья Смородинская, это почти исключительно частные инициативные проекты или даже целые отрасли, существующие за рамками государственных программ и проектов развития. Синергетического эффекта от соединения самых быстрых по темпам роста частных компаний с государственными инструментами стимулирования развития экономики пока не возникает. Именно такой эффект способен обеспечить рост территорий — пока же успех региональных программ и проектов ограничивается решением отдельных проблем и прорывами на узких, хотя и очень важных направлениях.

Скачать Содержание
Закрыть