Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Местами умный
Материалы выпуска
Из третьего мира в первый Инновации По щиколотку в «цифре» Рынок Ритейл сегодня: стирая грани Решения Бизнес вливается в инновационный клуб Инновации «Время экспериментов ушло, но вернется» Экспертиза Местами умный Инструменты Плоды предприимчивости Решения
Инструменты Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Местами умный
Петербургский smart city не вышел из «пилотной» стадии.

Внедрение умных счетчиков электроэнергии, газа и воды может дать, по экспертным оценкам, 30%-ную экономию ресурсов. Внедрение системы видеонаблюдения и контроля над городскими территориями приведет к сокращению на 20% средств на содержание правоохранительных органов и спасательных служб. В масштабах Санкт-Петербурга это весомые цифры в литрах, в киловатт-часах и в рублях, но впечатляющих результатов можно будет добиться при комплексном, а не точечном, применении smart-технологий. Сегодня в Петербурге стартуют умные проекты, но на отдельных небольших участках.

В регионах России уже существуют отдельно взятые территории, к которым можно применить термин «умный город» — такие как Сколково в Москве, Иннополис и Smart City в Казани или «Технополис GS» в Калининграде. В Северной столице таких территорий нет, поэтому Петербург находится на стадии развития U-City, как и другие города, в которых присутствуют отдельные элементы smart city, но нет комплексного плана интеллектуализации.

Чьего ума дело?

С технологической точки зрения «умные города» формируются на базе популярного сегодня интернета вещей: как и в умном доме, офисе или на умном заводе, в smart city осуществляется подключение различных датчиков и устройств к единой системе, которая позволяет управлять городскими инфраструктурами (транспортной, коммунальной и др.) и одновременно получает от них и анализирует большие массивы данных (big data). Цели внедрения smart-концепций в городах — экономическая эффективность (экономия средств городских бюджетов, коммунальных компаний и жителей), устойчивое развитие (умные технологии обеспечивают ресурсоэффективность), безопасность и качество жизни. Плюсов так много, что вопроса о целесообразности внедрения smart-подходов ни у кого не возникает.

На первом заседании межведомственной комиссии по реализации проекта «Умный город Санкт-Петербург», состоявшемся 6 сентября, была определена главная цель стартовавшей инициативы – «создание единого информационного пространства, охватывающего все сферы управления городским хозяйством, социально-экономического развития и территориального планирования города, направленного на эффективное принятие решений исполнительными органами государственной власти Петербурга». При этом в планах на ближайший этап — проведение комплексного анализа социально-экономического развития города, разработка плана мероприятий по реализации стратегии, выбор приоритетных направлений развития, расчет эффекта от их реализации, а также определение источников финансирования. Единственный конкретный проект, о реализации которого в официальных сообщениях комиссии уже идет речь, — создание единой информационной карты петербуржца. Впрочем, город этого никак не конкретизирует, так что остается только гадать, для каких целей и как будет работать карта.

Межведомственная комиссия по разработке и реализации проекта «Умный город Санкт-Петербург» при Правительстве Санкт-Петербурга была создана в январе 2016 года. Деятельность комиссии курирует Комитет по информатизации и связи (КИС), а все профильные комитеты призваны участвовать в развитии проекта. Однако большинство комитетов отказались комментировать ситуацию с внедрением «умных» технологий в городе, в основном ссылаясь на то, что это «не по их части», то есть в компетенции других структур правительства. Да и сам КИС сообщил, что комментировать данную тему должен не он. Поскольку цельность и связанность являются ключевым признаком smart city, реализация этого подхода не совместима с межведомственным делением задач.

Лоскутное одеяло прогресса

Отдельные элементы smart city в Петербурге, безусловно, присутствуют. Среди них — сеть умных светофоров, которую наращивает город. Принято решение о создании «умных» остановок, оснащенных различным оборудованием – от тревожной кнопки до банкомата и Wi-Fi-модуля; публично представлена выбранная Петербургом модель прогрессивного остановочного павильона. Также функционирует портал «Наш Санкт-Петербург», на котором горожане могут оставить жалобу на проблему в городском хозяйстве и узнать о текущем ремонте улиц. Постепенно внедряют умные технологии монополисты — Ленэнерго, Водоканал и другие.

В направлениях, связанных с безопасностью, — это системы видеонаблюдения, а также умные светофоры — у Петербурга есть наработки в городском масштабе. К наличию видеокамер на улицах горожане уже привыкли, но, правда, надо понимать, что в большинстве случаев это результаты бизнес-проектов — системы видеонаблюдения устанавливают собственники жилья или коммерческой недвижимости, управляющие компании или представители торговли. Так что единой системы, развиваемой в рамках долгосрочного плана, пока нет. Кроме того, в этом лоскутном одеяле существуют «слепые зоны». «Мы не видим, муляж висит над дверью или реально работающая камера, — подчеркивает генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин. — Были прецедентные истории, когда случайно выяснялось, что камеры висят для красоты, не подключены к каналам связи и даже к электричеству».

Умные светофоры — тоже информационно закрытая система. По утверждению представителей профильного комитета, оснащение Васильевского острова такими системами позволило увеличить скорость движения по этому району примерно на 15-25%. Проверить, насколько в действительности эффективна внедренная система, очень сложно. Между тем умные технологии, как их понимают в мире, позволяют получать информацию о работе систем в реальном режиме времени и в максимально наглядной форме.

И все же именно Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) – один из наиболее активных движителей «умного города» в Петербурге. Как рассказали в КРТИ, его представителями в Межведомственную комиссию уже внесены конкретные предложения. В частности, речь идет о создании единого центра управления транспортом и объектами транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, о развитии системы мониторинга параметров транспортных потоков для прогнозирования и моделирования транспортной ситуации, о создании системы информирования участников дорожного движения с помощью специальных табло переменной информации.

Не договорные отношения

В смежной сфере — умных технологиях на общественном пассажирском транспорте – значимым шагом вперед должна стать установка инновационных остановочных павильонов, упомянутых выше, но реализация проекта затягивается. Умная остановка для Петербурга была презентована крымской компанией «Городские инновации» на международной транспортной выставке Smart Transport — 2016, проходившей в мае в петербургском «Экспофоруме». Представители Комитета по транспорту публично заявили о скором появлении первой такой остановки у Гостиного Двора на Невском проспекте и о постепенном внедрении умных остановок во всем городе.

Как рассказали «РБК Петербург» источники, принимавшие участие в реализации проекта, основную нагрузку взял на себя бизнес «Городские инновации» высказали готовность развернуть целую сеть новых павильонов за свой счет в обмен на два модуля наружной рекламы в центре Петербурга. Однако утвердить эту модель с городским правительством компании не удалось, и договоренности о реализации совместного проекта «подвисли». Как отмечают те же источники, не вполне стандартные хозяйственные соглашения вызывают страх у чиновников — те боятся быть обвиненными в корыстном умысле, «откатах». В то же время нереализованные проекты не вызывают подозрений, и за это не привлекают к ответственности — особенно если инициатива называется пилотной. Именно поэтому в статусе пилотных проектов находятся практически все городские начинания, связанные с концепцией smart city.

Первые шаги smart-девелопмента

Когда компания находится на своей территории, и не должна вступать в альянсы с государством, внедрение умных технологий идет быстрее. В частности, все активнее внедряют smart-подходы девелоперы: падение спроса на рынке недвижимости вынуждает их искать способы отстройки от конкурентов и чем-то аргументировать заявления об уникальности своего продукта. «В Петербурге есть хорошие решения в новых домах, когда еще на этапе проектирования девелопер закладывает комплексную систему охраны, видеонаблюдения и прочие современные услуги. Это дает жильцам качественный сервис уже на этапе заселения в квартиру», — утверждает генеральный директор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

«Развитие рынка систем домашней автоматизации идет достаточно динамично как по России, так и в Петербурге. Поначалу такие digital-технологии зарекомендовали себя в частном загородном строительстве, после чего стали активно применяться при возведении многоэтажных домов высшего ценового сегмента. «Группа ЛСР» пошла дальше и стала внедрять системы «умный дом» в жилые дома класса масс-маркет», — рассказывает Юлия Ружицкая, региональный директор по реализации недвижимости «Группы ЛСР» на Северо-Западе.

Как рассказали в «Группе ЛСР», два таких экспериментальных дома строятся в жилом комплексе «Новая Охта». Новые технологии обеспечивают защиту от протечек с автоматическим перекрытием задвижек на вводах в квартиру, контроль и удаленное управление климатом в каждой комнате. Жители домов смогут устанавливать режим вентилирования помещений, централизованно включать и отключать освещение, отслеживать состояние пожилых людей с ограниченными возможностями, создавать в квартире эффект присутствия. Однако пока это тоже пилотный проект. «Развитие рынка умных многоквартирных домов в Санкт-Петербурге зависит от спроса. В более дорогом жилье такие системы уже сейчас востребованы. Но оснащение двух домов массового сегмента – это наш экспериментальный проект, который даст четкое понимание того, будут ли пользоваться спросом новые технологии в этом сегменте», — объясняет Юлия Ружицкая.

Схожие эксперименты — в сегменте бизнес-недвижимости. Например, в одном из бизнес-центров УК «Теорема» арендаторам предлагается пользоваться специальным приложением, считывающим QR-коды с объектов в БЦ. Оно позволяет фиксировать неисправности и отправлять заявки на ремонт, а также отслеживать выполнение работ. Такой подход не только поднимает лояльность арендаторов, но и сокращает затраты УК на обслуживание, потому что ей не приходится тратить силы на выявление возникающих в здании проблем.

Продемонстрирует возможности умных технологий и «Лахта Центр», строящийся в данный момент. Здесь, к примеру, будет использоваться интеллектуальная система управления лифтами, способная собирать данные о вызовах, анализировать их и в соответствии с полученной информацией предусмотрительно отправлять лифты в определенное время на нужный этаж, то есть предугадывать потребности пользователей. Это позволит сократить «пробег» лифтов, а также уменьшить время ожидания на этажах и оптимизировать загрузку в час пик. Общая же система управления зданием будет отвечать за безопасность, микроклимат, комфорт, инженерные системы комплекса. Система управления включает тысячи датчиков и контроллеров, расположенных по всей территории объекта.

В уже построенном бизнес-центре Eightedges компании Leorsa Development интегрированы в общую систему как инженерное оборудование всего здания, так и инженерные системы арендаторов. В этом БЦ автоматизировано многое: от регуляции расхода воздуха в помещениях с переменным количеством людей, в зависимости от интенсивности движения, до затемнения фасадов на солнечной стороне при попадании прямых солнечных лучей.

Денис Кусков уверен, что многие вопросы развития умного города должны решаться совместно государственными структурами и бизнесом: «Город может привлекать инвестиции со стороны, но должен оставить за собой правила игры и план действий». Сплотив интересантов вокруг понятного, вызывающего доверие плана, регион мог бы заметно продвинуться в сторону умного города без больших бюджетных вливаний.