Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Жилье встало на автомобильный путь

Жилье встало на автомобильный путь
Интервью с Аркадием Бочарниковым, руководителем розничного бизнеса филиала «Петербургский» банка «ГЛОБЭКС».

Что общего между ситуацией на рынке банковских услуг и на рынке сотовой связи, а также о том, почему рынок жилья сегодня напоминает автомобильный рынок начала 2000-х в интервью РБК+ рассказал руководитель розничного бизнеса филиала «Петербургский» банка «ГЛОБЭКС» Аркадий Бочарников.

Какие тенденции на рынке розничных банковских услуг вы можете выделить сегодня?

Ключевая тенденция — это снижение ставок по вкладам. У основных маркет-мейкеров (включая Сбербанк) максимальная ставка по рублям уже опустилась ниже 8%. Банки постепенно двигаются в этом направлении, в том числе реагируя на небольшое снижение ключевой ставки ЦБ в июне. В какой-то момент это позволит снизить и ставки по кредитам. Одномоментно это произойти не может, потому что банки кредитуют за счет вкладов, привлеченных ранее. Средний срок жизни вкладов — около года, и ресурсная база должна обновиться. Этот закон известен: сначала снижение ставок по вкладам, через несколько месяцев - снижение ставок по кредитам. Впрочем, процесс может несколько ускориться из-за конкурентной борьбы, которую мы ведем довольно серьезно.

Я вообще считаю, что банковский рынок в России — открытый, конкурентный и достаточно привлекательный для потребителя. Чем-то он напоминает отечественный же рынок сотовой связи, один из наиболее развитых в мире. У нас в стране цена разговоров по мобильному телефону — очень низкая, если сравнивать с аналогами в Европе или в Америке. Все это благодаря конкурентой борьбе внутри большой сотовой тройки (а сейчас уже и четверки), которая стимулирует операторов постоянно двигаться в сторону потребителя. То же самое происходит и на банковском рынке, где за потребителя ведут борьбу сотни участников. Среди них, конечно, выделяется пул достаточно крупных универсальных игроков федерального уровня, предоставляющих весь спектр услуг. И когда говорят, что у нас высокие ставки по кредитам в сравнении с какой-нибудь Данией или Германией, нужно совершенно четко представлять себе базу для сравнения. У нас ключевая ставка ЦБ, от которой «пляшут» все ставки в экономике — 10,5%. Она и задает минимальный уровень.

Если же возвращаться к тенденциям, то второй пункт, который я считаю важным отметить — растущий интерес банков к ипотеке. Все заметные участники рынка хотят получить свой кусочек этого пирога, потому что ипотека — один из наименее рисковых и прогнозируемых инструментов.

Третья тенденция — развитие онлайн-технологий. Все больше услуг становятся доступными дистанционно, в том числе через мобильные приложения.

Вы уже успели снизить ставки после решения ЦБ по ключевой ставке?

Мы снижали ставки в мае и в середине июня; вероятно произведем еще одно снижение в ближайшее время. Впрочем, мы продолжаем сохранять довольно привлекательные условия по вкладам для банка с государственным участием такого уровня надежности. В конечном итоге, основной конкурентный инструмент — это цена. Человек всегда хочет получить больше, одновременно минимизировав риски.

Как вы оцениваете динамику поведения вкладчиков в текущих условиях? Меняются ли сроки, суммы, наиболее популярные типы, валюта вкладов?

За прошлый год портфель депозитов по петербургскому филиалу банка «ГЛОБЭКС» удвоился. С начала года мы также наблюдаем хороший прирост. Безусловно, люди мониторят ситуацию по ставкам и когда они у нас снижаются, происходит временное падение нового привлечения: рынок есть рынок. Но затем ситуация выравнивается, потому что банки в конечном итоге приходят к какому-то среднему уровню, хоть и с разной скоростью.

Что касается типов вкладов, то у нас примерно одинаковое распределение между депозитами, целью которых является накопление и депозитов, открываемых с целью регулярного получения процентов. Последние, к слову, сегодня обеспечивают доходность, примерно в два раза превосходящую доходность от сдачи недвижимости в аренду.

Заметна также тенденция снижения доли валютных вкладов и увеличения доли рублевых. Она может быть связана с общей стабилизацией - курс более-менее закрепился на уровне 64-65 рублей. В этих условиях рублевые ставки, в разы превышающие валютные, кажутся более привлекательными.

Доля валютных вкладов у нас еще недавно была около 50%, а сейчас опустилась ниже 40%. При этом средняя сумма вклада не меняется и составляет около 500 тыс. рублей.

Как меняется спрос на ипотеку? Как вы объясняете динамику спроса?

Квартирный вопрос — по-прежнему главный у людей, и они делают все для того, чтобы его решить. Стремление обладать своим новым качественным жильем продолжает двигать рынок. При этом уровень ипотечного кредитования у нас кратно ниже, чем в США или Западной Европе. Весь ипотечный портфель банков — это 4% от ВВП России. В Европе — более 50%, в США — 80%. Нельзя сказать, что мы насытились новым жильем ни с точки зрения его площади, ни с точки зрения качественных характеристик.

Еще один важный момент - снижение порога доступности жилья. Здесь происходит то же, что и на автомобильном рынке почти полтора десятка лет назад. Когда-то давно иномарки были в основном подержанными, их пригоняли из-за границы. А потом все вдруг изменилось. С помощью кредитов люди смогли приобретать новые качественные машины, платя небольшой ежемесячный взнос. На мой взгляд, сейчас с жильем происходит примерно такая же метаморфоза. В результате конкурентной борьбы жилье стало доступнее по цене, а уровень оплаты труда позволяет спокойно «тянуть» стандартные ипотечные выплаты. Любая молодая семья, которая с помощью родителей или самостоятельно накопила на первоначальный взнос, способна взять кредит в банке и платить 10-20 тыс. рублей в месяц. Это позволяет не скитаться по съемным квартирам, а жить в своем новом качественном жилье.

Наконец, петербургскому рынку ипотеки помогает большая доля иногородних покупателей. Она достигает 30%.

За счет чего вам удается конкурировать на рынке ипотеки с лидерами? Какие шаги вы предпринимаете для того, чтобы потребитель выбирал вас?

Во-первых, важен сервис. У нас быстрое рассмотрение, отсутствуют какие-то нестандартные требования к потенциальным заемщикам. Одно из наших преимуществ состоит в том, что мы не требуем страхования жизни и здоровья заемщика. Хотя это хороший инструмент и для самого человека, и для банка, у которого происходит снижение рисков практически до нуля. Во-вторых, мы берем заемщиков из любых регионов, не ограничивая людей как по месту регистрации, так и по месту работы или местонахождению жилья. Наконец, у нас аккредитованы практически все новостройки Петербурга (а если не аккредитованы, то мы быстро исправляем подобные пробелы).

За прошлый год мы выдали ипотечных кредитов почти на миллиард рублей. В этом году темпы не снижаются, количество заявок нас радует.

Сможет ли в ближайшее время продемонстрировать существенный рост объемов выдачи ипотека на вторичном рынке? Поменяется ли в связи с прогнозируемым снижением ставок распределение долей кредитов, выданных на покупку «нового» и «старого» жилья?

Я думаю, что превалировать все же будет первичный рынок. Несмотря на то, что ставки по вторичке, скорее всего, сравняются с первичкой за счет конкуренции и удешевления пассивной базы, спрос по-прежнему будет ориентирован на новое качественное жилье. Вторичка тоже имеет свои преимущества — обжитой район, сложившая инфраструктура и т.д. Она, безусловно, будет находить своих покупателей, но уже не перегонит «первичку» по объему сделок.

Компетенция Как изменить загородный рынок
Содержание
Закрыть