Решения , Весь мир ,  
0 

Пространство с выходом

Фото: Lori
Фото: Lori
В феврале стартовал конкурс на развитие общественного пространства вокруг здания МАРХИ на Рождественке. С помощью креатива студентов и современных строительных материалов новое прочтение должен получить исторический сквер перед институтом: изначально студенческая задумка претендует перерасти в масштабный проект по созданию нового общественного, культурного и социально значимого пространства.

Новая жизнь «ВХУТЕМАС сквер»

Уже почти полтора века здание на Рождественке занимают творческие вузы: с конца XIX века здесь учились живописи и ваянию студенты Строгановского училища, после революции тут разместилось архитектурное отделение ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские), а с 1933-го здание известно как альма-матер легендарного Московского архитектурного института (МАРХИ).

Все эти годы одной из важных точек институтской жизни был и остается сквер перед историческим зданием института, посреди которого стоит фонтан — место встреч многих поколений студентов. Когда-то популярное, это пространство перестало удовлетворять требованиям времени, да и просто обветшало: сквер не реконструировался с 60-х годов прошлого столетия.

Идея благоустроить сквер пришла, как принято говорить, «снизу»: два года назад студенты проявили инициативу и обратились к руководству МАРХИ с таким предложением. Там идею поддержали, но ее осуществление затянулось по финансовым причинам. Как оказалось, не без пользы для дела. За это время идея просто благоустроить территорию трансформировалась в масштабный проект создания нового общественного, культурного и социально значимого пространства. Тем более что площадка находится в самом центре столицы и может стать генератором идей, точкой отсчета различных культурных процессов.

Так родилась идея международного конкурса на разработку архитектурно-дизайнерской концепции благоустройства территории «ВХУТЕМАС сквер». Конкурс проводится в двух номинациях: «ВХУТЕМАС сквер» и «ВХУТЕМАС улица» (концептуальная проработка временных инсталляций на улицах Рождественка и Кузнецкий Мост). Прием конкурсных работ начался 10 февраля и продлится до 14 апреля. Победитель, а значит, и концепция, по которой будет развиваться новое общественное пространство, станут известны 27 апреля. Предусмотрены денежные премии за первое, второе и третье места (50 тыс.,

40 тыс. и 20 тыс. руб. соответственно), а также две специальные премии по 10 тыс. руб. Но главное, что выигравшие примут участие в разработке проекта реконструкции сквера МАРХИ.

Перед участниками конкурса поставлены серьезные задачи: обосновать свою позицию, объяснить, почему пространство двора должно развиваться именно так, а не иначе, что такой вариант организации общественного пространства даст городу (ведь предполагается, что МАРХИ выйдет за пределы двора, на ближайшие улицы), создать интерактивное и коммуникативное пространство для творчества и общения, привлечь внимание общественности, городских властей. При всем этом варианты конкурсных решений должны стать основой реального проекта реконструкции сквера и временного дизайна на пешеходных улицах Рождественка и Кузнецкий Мост.

Особенностью конкурса является и то, что здание МАРХИ — памятник архитектуры и никаких капитальных построек во дворе возводить не разрешается. Но тут на помощь приходят легкие некапитальные конструкции. Например, одним из спонсоров конкурса стала компания Covestro — производитель инновационных полимеров и прочных пластиков, готовая предоставить свою продукцию для строительства крытых пространств на территории двора. Современные пластики обладают почти универсальными возможностями. Легкие светопрозрачные конструкции, с одной стороны, привносят игривость и «легкомысленность» в студенческие решения в лучшем смысле этого слова, с другой — хорошо подчеркивают исторический фасад МАРХИ. Еще одно достоинство пластиков — они дают возможность создавать «герметичные» конструкции, что позволяет избежать теплопотерь, а значит, пространства будут комфортны и в зимнее время.

Зажечь глаза студентов

У конкурса есть еще один козырь, придающий ему значительный вес в глазах архитекторов из других стран, — ВХУТЕМАС, всемирно признанный бренд, который исследуют лучшие специалисты во всем мире. Именно поэтому в первых строках конкурсного задания стоит «создание международной коммуникационной площадки «ВХУТЕМАС сквер», включение в международную культурную орбиту архитектурной деятельности и жизни центральных пешеходных пространств Москвы».

«Сегодня наш сквер выглядит довольно маргинально на фоне Рождественки и Кузнецкого Моста, тем более на фоне качества среды многих современных архитектурных школ мира и даже модных пространств Москвы, — говорит куратор международного студенческого конкурса «ВХУТЕМАС сквер», руководитель межкафедральной лаборатории инновационной архитектуры и городской среды МАРХИ Максим Полещук. — Создать здесь что-то соответствующее уровню великого прошлого — очень сильный социальный и творческий раздражитель, поскольку придется конкурировать со многими иностранными и российскими студентами, для которых ВХУТЕМАС не просто история нашего вуза, а символ высочайшего напряжения идей, творчества, деятельности мирового уровня, неотъемлемая часть русского авангарда».

В рамках проекта реконструкции и благоустройства планируется создать активное общественное пространство для студентов, молодежи, жителей и гостей столицы, где могли бы обсуждаться проекты, проводиться презентации, выставки, проходить образовательные семинары. У идеи «переосмысления двора» есть и более амбициозная задача — «зажечь глаза студентов».

Максим Полещук считает, что новое пространство поможет поднять престиж вуза в целом: «Как известно, активная архитектурно-культурная жизнь концентрируется в таких местах Москвы, как «Стрелка», МАРШ, ГЦСИ, ArtPlay и т.д. МАРХИ на этом фоне воспринимается как остров консерватизма, традиций и является не очень заметным игроком на рынке архитектурных услуг. Роль ведущего вуза МАРХИ может потерять в будущем, если программы развития и трансформации не получат системной реализации». По его мнению, эта некоторая пассивность передается и студентам: «Как сказал недавний выпускник и один из инициаторов конкурса Никита Зайцев, «у студентов МАРХИ не горят глаза», при всем еще достаточно высоком уровне подготовки ощущается пассивная творческая позиция».

Собственно, одна из задач конкурса — противопоставить пассивности активную творческую и общественную роль студентов. «Общественное пространство — это не модный дизайн, а отражение социальных процессов. Вот эти процессы необходимо смоделировать и под их требования разработать архитектурно-дизайнерскую и ландшафтную концепции», — уточняет Максим Полещук. В конкурсную активность вовлечены не только непосредственно команды — разработчики концепций. Создан студенческий оргкомитет, который проводит свои мини-конкурсы на создание плаката, буклета конкурса, оформление Белого зала для церемонии награждения победителей, инсталляции на фонтане во дворе.

Конечно, конкурс на переосмысление пространства вокруг МАРХИ не единственное начинание. Институт в содружестве с Высшей школой экономики и Московской государственной художественно-промышленной академией им. С.Г. Строганова разработал концепцию более масштабного проекта со сложным названием «Институализации инновационного развития в градостроительстве, архитектуре и дизайне», но простой задачей — поддержать инновационные проекты и стартапы молодежи. Предполагается, что для этого будет создан инвестиционный (венчурный) фонд. Собственно, общественное пространство МАРХИ может стать первой ласточкой и частью этой концепции.

Инструменты Не заржавеет
Скачать Содержание
Закрыть