Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

«Мы обязаны понять, как развивать завод в кризисных условиях»

Блажей Бернард Райсс, TPV CIS St. Petersburg
Блажей Бернард Райсс, TPV CIS St. Petersburg
О том, почему ведущий китайский контрактный производитель электроники TPV Group может закрыть свой завод в Петербурге, а с ним и бизнес в России и как вывести предприятие на безубыточность, в интервью рассказал генеральный директор компании TPV CIS St. Petersburg Блажей Бернард Райсс

— Как вы перестраиваете систему планирования с учетом экономи— ческой ситуации в России?

— Штаб-квартира дала Петербургу примерно полтора года на разработку планов и понимание того, что будет с бизнесом в этой шаткой ситуации. Если мы не поймем, у нас продолжит расти убыток; тогда мы будем закрывать петербургскую площадку и выводить бизнес из России.

— Сейчас всем тяжело ответить на вопрос, что будет. Каким образом вы пытаетесь выстроить новые модели поведения на рынке?

— ТВ-рынок в России за последний год упал примерно на 43%. Причем упал в основном в самом низком и среднем сегментах продукции. Если до недавнего времени мы собирали только телевизоры и обслуживали только телевизионную индустрию, то сейчас выходим на более широкий спектр услуг и готовы осуществлять контрактную сборку других видов продукции. Компания ведет переговоры в этом направлении со многими потенциальными клиентами, и я надеюсь, что это будет правильной диверсификацией нашего бизнеса.

— Кто ваши конкуренты в борьбе за новые контракты?

— Заводы Калининградской области и белорусский «Горизонт». Но здесь нужно сделать двеоговорки. Во-первых, в 2016 году Калининградская область лишается основных экономических преимущество собой экономической зоны, что позволит нам играть по од— ним правилам. Второе — компании наблюдают оправданное ужесточение фискальной политики, попытки выдавить бизнес из теневых схем. Зачастую бизнес и калининградских, и белорусских производителей не вполне прозрачен и потому уязвим. Мы, например, запрашивали у «Горизонта» цену контрактного производства определенных моделей, но там не смогли объяснить, как формируется их стоимость.

— Возможно, белые схемы важны для иностранных компаний, а для российских на первом месте всегда цена…

Я стал чаще слышать от российских бизнесменов, что они готовы посту— питься маржой, но взять на себя меньшие риски. Они видят движение налоговых, таможенных органов в этом направлении… Если вернуться к «Горизонту», то предприятие предлагает достаточно низкую цену сборки, но предоставляет сервис, не соответствующий уровню требований мировых брендов. В эти требования входит не только качество сборки, но и предоставление широчайшего спектра услуг по логистике, локализации и постпродажному обслуживанию. Мы, напротив, развиваем логистический центр и сегодня уже имеем возможность доставлять товар прямо в магазин, причем по всей России и странам Таможенного союза. Кроме того, мы обеспечиваем постпродажное обслуживание.

— Комплексный пакет услуг — понятная бизнес-модель. Но нужна ли она сейчас рынку?

— Мы уже внедрили такую услугу в модель обслуживания нашего крупного заказчика — компании Philips. И, общаясь с другими потенциальными клиентами, тоже видим их заинтересованность в этой услуге.

— Можете назвать, с кем вы ведете переговоры?

— Сейчас это преждевременно. Могу рассказать, что в 2015 году нам удалось заключить договор с компанией «Инфомир». Мы производим для них IPTV— приставки. До этого компания имела производство на Украине, а сейчас локализуется в России. Это хороший пример того, что мы можем качественно работать и для телекоммуникационной отрасли.

— Все-таки уход одной компании от украинских партнеров — это внерыночный фактор. Видите ли вы какие-то системные шаги со стороны правительства России по поддержке местных производств?

— Например, изменение таможенной политики. В сентябре совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) изменил нижний предел ввозной таможенной пошлины на телевизоры: она останется на уровне 10%, но будет составлять не менее €25,5. Это значит, что на дешевые телевизоры стоимостью менее €250 пошлина повысилась, и контрактным сборщикам таких аппаратов в России будет проще развиваться, поскольку пошлина на ввоз комплектующих для сборки снизилась. Основной собираемый на нашем заводе модельный ряд как раз относится к среднему ценовому сегменту. Эта мера позволит нам сохранить текущий уровень производства в России и быстро нарастить объемы в случае положительных изменений конъюнктуры рынка. Скорее всего, также получится снова сделать российскую сборку экономически привлекательной для основных топовых телевизионных брендов, с которыми петербургский завод сотрудничал ранее. В пиковом для нас 2012 году на предприятии одновременно собирались телевизоры не только марки Philips, как сейчас, но также Sony, Sharp и Panasonic. Я считаю, что вполне возможно восстановить это партнерство. Что же касается таможенного регулирования, то это хороший пример того, как правительство РФ может реально стимулировать импортозамещение в области производства бытовой электроники.

— Если резюмировать, то какие факторы сейчас помогают вам развиваться, а какие, напротив, усложняют ведение бизнеса?

— Во-первых, российское правительство всерьез задумалось о развитии несырьевого сектора экономики. Во-вторых, Россия входит в БРИКС, где накоплен успешный опыт защиты производителей и формирования высокотехнологичных кластеров. Я всегда привожу в пример бразильскую модель, где таможенная пошлина на готовые изделия очень высока. Это вынуждает крупные компании заниматься локализацией своих производств даже для небольшого объема выпуска продукции.

Негативные факторы понятны — это прыжки курса, неопределенность и падение спроса. Но российский рынок все еще остается интересным для нашей отрасли. Сейчас рынок телевизоров оценивается в 6 млн штук. Спрос рано или поздно восстановится, и производители снова вступят в борьбу за свою долю в этих 6 млн. Конечно, лучше продержаться трудный период и остаться на перспективном рынке, нежели потом начинать бизнес с чистого листа.